С 2016 года на базе школы открыта и функционирует областная инновационная площадка «Поисковая деятельность как средство становления российской гражданской идентичности обучающихся с девиантным поведением в условиях муниципального образовательного учреждения» (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 495 «О признании организаций областными инновационными площадками и областными пилотными площадками» от 29.06.2016 г.)
Цель инновационного проекта: создание условий для формирования российской гражданской идентичности и разработка модели организации поисковой деятельности в условиях муниципальной образовательной организации эффективно решающей задачу становления российской гражданской идентичности обучающихся с девиантным поведением.
Сроки реализации инновационного проекта: июль 2016г. – июль 2019г.
Отчёт о результатах реализации областного инновационного проекта 2019 год
25.10.2018г.
Региональная научно-практическая конференция
«Становления российской гражданской идентичности обучающихся
с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения»
Согласно Плану работы школы на 2018-2019 учебный год, плану реализации областного инновационного проекта «Поисковая деятельность как средство становления российской гражданской идентичности» и приказом по МОБУ СОШ № 16 от 23.10.2018 № 282 «Об организации региональной научно-практической конференции», в школе состоялась региональная научно-практическая конференция «Становления российской гражданской идентичности обучающихся с девиантным поведением в условиях образовательного учреждения».
На конференции присутствовали:
- представители Управления образования города Таганрога – заместитель начальника УО И.А.Белякова, главный специалист Т.А.Сапроненко;
- представители педагогической науки – доцент ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», к.и.н. В.А.Рогозин, психолог ГБУСО РО «Социального приюта для детей и подростков г. Таганрога» к.ф.н., Н.С.Пивнева;
- представители правоохранительных органов – старший психолог отделения психологического обеспечения Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Ростовской области Е.А.Шварц;
- представитель РПЦ – священник Свято-Никольского храма г. Таганрога, иеромонах Герман (Погорелов);
- представители образовательных учреждений Ростовской области – ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5», ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат»;
- представители образовательных учреждений города Таганрога – МБУ ДО ЦВР, заместители директоров по ВР и учителя общеобразовательных школ города Таганрога;
- педагогичексий коллектив МОБУ СОШ № 16 города Таганрога.
Общее количество участников конференции – 102 человека.
Первая часть конференции состояла из пленарного заседания, на котором выступили:
- с приветственным словом заместитель начальника УО И.А.Белякова,
- рассказала об особенностях сопровождения обучающихся с девиантным поведением директор МОБУ СОШ № 16 Н.П.Макареня,
- основным докладчиком по теме «Становление российской гражданской идентичности в современном образовательном пространстве» был доцент ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», к.и.н. В.А.Рогозин.
Во второй части конференции, все её участники продолжили работу в секциях.
Секция № 1«Формирование правовой культуры обучающихся» функционировала на 3 этаже в кабинете информатики. Модератор – заместитель директора по ВР МОБУ СОШ № 16 О.В.Кудрина, обобщила опыт работы школы №16 по теме «Становление российской гражданской идентичности у обучающихся с задержкой психического развития, склонных к девиантному поведению».
Старший психолог отделения психологического обеспечения Уголовно-исполнительной инспекции ГУФСИН России по Ростовской области Е.А.Шварц рассказала о «Профилактике девиантного поведения подростков». Участникам секции было рассказано о реализуемой с 2014 года программе «Нить Ариадны», также были затронуты темы проведения профилактики экстремизма, суицидальных проявлений, вовлечения в криминальные субкультуры несовершеннолетних, а также безопасности общения в социальных сетях.
Далее выступила социальный педагог, уполномоченный по правам детей МОБУ СОШ № 24 , В.А.Таранова, которая, в свою очередь, рассказала об опыте работы по теме «Формирование правовой культуры учащихся в МОБУ СОШ №24».
В продолжении темы слово взяла воспитатель ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям № 5А.В.Белова, которая поделились своими наработками по теме «Формирование правовой культуры подростков в процессе их профориентации».
Все участники секции приняли активное участие в обсуждаемых вопросах и активно выражали свои точки зрения по обозначенным темам.
Секция № 2 «Духовно-нравственное развитие и воспитание патриотизма у обучающихся общеобразовательных школ в условиях формирования гражданской идентичности» продолжила работу в актовом зале. Модератор – заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16 И.К.Бохан, обобщила опыт работы школы № 16 по теме «Роль педагога в формировании гражданской идентичности в условиях реализации ФГОС ООО».
Психолог ГБУСО РО «Социального приюта для детей и подростков г. Таганрога» к.ф.н., Н.С.Пивнева выступила с содержательным докладом «Формирование базовых национальных ценностей обучающихся «группы риска». Участники секции получили новые знания по заданной проблеме.
Далее педагог-организатор МБУ ДО ЦВР А.И.Сергеева поделилась опытом работы по теме «Детско-юношеская организация «Российское движение школьников», как одна из мер профилактики девиантного поведения подростков» и рассказала о приобщении таганрогских школьников к РДШ и участии кружковцев ЦВР в различных Всероссийских конкурсах и акциях.
Воспитатель ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям № 5 О.Я.Яловол продолжила тему выступлением «Духовно-нравственное развитие подростков, на примере работы клуба «Отчизна» гражданско-патриотической направленности».
Ярким и запоминающимся стало выступление священника Свято-Никольского храма Таганрога Отца Германа, который подвёл итог, что если школа не наполнит своих учеников духовным содержанием, то это сделает улица.
Все участники секции сошлись во мнении, что надо развивать сферу духовных потребностей, гуманистическую направленность взаимоотношений и возможности самореализации в творческом процессе.
Секция № 3 «Интеграция воспитательных усилий субъектов образовательного процесса» продолжила работу в школьном Музее боевой и трудовой славы. Модератор – заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16 Н.В.Романова обобщила опыт работы школы № 16 по теме «Внеурочная деятельность как один из воспитательных аспектов подростков с девиантным поведением».
Музейный педагог, ветеран боевых действий, военный в отставке Г.К.Гусаров для участников секции провёл экскурсию по школьному музею и поделился опытом по проблеме «Поисковая деятельность как средство развития личности обучающихся с низким уровнем социализации» и создания музейных экспозиций с обучающимися школы № 16, имеющими задержку психического развития и проявляющих девиантное поведение.
Далее педагоги-психологи ГКУСО РО Таганрогского центра помощи детям №5 Н.Ю.Протченко и Е.Л.Буршит поделились опытом об «Интеграции воспитательных усилий субъектов образовательного процесса, на примере социокультурного проекта «КИПАРИС», а также рассказали о взаимодействии приемной семьи, школы и помогающих специалистов в интересах ребенка.
В заключении заместитель директора по ВР ГКОУ РО «Таганрогская санаторная школа-интернат» С.А.Емельяненко поделилась опытом по проблеме «Формирование успешной личности средствами дополнительного образования в условиях школы-интерната». Участники секции задавали выступающим интересующие их вопросы и принимали активное участие в обсуждении обозначенных проблем.
Участники Региональной научно-практической конференции «Становление российской гражданской идентичности обучающихся с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения», обсудив выступления и доклады, приняли резолюцию:
1. Одобрить работу Региональной научно-практической конференции «Становление российской гражданской идентичности обучающихся с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения», направленную на консолидацию усилий научной общественности, представителей органов власти, РПЦ и образовательных организаций.
2. Образовательным учреждениям рекомендуется:
- использовать все многообразие педагогических форм и средств социально-правовой, морально-этической, социально-педагогической направленности при проведении работы по формированию российской гражданской идентичности детей и молодежи и профилактики правонарушений на почве разжигания национальной розни и этнической неприязни;
- способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, развитию личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социо-культурными ценностями, противодействовать фальсификации истории. Недопустимы сообщения обучающимся недостоверных сведений по истории, об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов России;
- активно использовать элементы государственно-гражданского
воспитания с целью противодействия попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей и попыткам подрыва единства российского народа;
- препятствовать распространению в литературе и искусстве фактов фальсификации истории государственности России и народов ее населяющих;
- обеспечить реализацию программ, интегрированных курсов обучения русскому языку детей мигрантов как иностранному и дополнительных общеобразовательных программ по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в поликультурном российском пространстве в соответствии с особенностями образовательных программ учреждений;
- обеспечить более тесное межведомственное взаимодействие по созданию комплексной системы образования и патриотического воспитания обучающихся в духе гражданской ответственности, сознательного отношения к конституционным правам и обязанностям служения государству и обществу, выполнения гражданского долга по предотвращению экстремизма, терроризма, противоправных и асоциальных явлений, коррупции и организованной преступности;
- стимулировать разработку инновационных педагогических технологий и современных учебных и специальных программ, внедрение и апробирование современных форм, методов и методик по формированию у обучающихся общероссийской гражданской идентичности;
- принять меры к пополнению учебных фондов общеобразовательных учреждений художественной и научно-популярной литературой, содействующей духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.
Участники конференции рекомендовали продолжить обсуждение проблематики темы конференции на педагогических советах, профессиональных методических объединениях в образовательных учреждениях города Таганрога. Все получили Сертификаты участия.
26.04.2018г.
Делегация школы приняла участие в работе секции «Цели и ценности формирования российской гражданской идентичности обучающихся в условиях модернизации образования» на Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи – вопрос национальной безопасности» в г. Ростове-на-Дону. Зам.директора по ВР О.В.Кудрина транслировала опыт работы школы по «Становлению российской гражданской идентичности у обучающихся с задержкой психического развития, склонных к девиантному поведению».
11.12.2017г.
Накануне Дня Конституции РФ в рамках недели правового воспитания в актовом зале школы состоялось тематическое мероприятие «Россия – это мы!». Перед подростками выступила Уполномоченный по правам ребёнка в школе И.В. Троценко. Обучающиеся участвовали в викторине «Я знаю Конституцию РФ», показали знание прав и обязанностей граждан Российской Федерации. Победители викторины были награждены. Было интересно и увлекательно. Это мероприятие способствовало формированию российской гражданской идентичности.