E-mail: sch16@tagobr.ru
ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С НИЗКИМ УРОВНЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Г.К.Гусаров, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16,
И.К.Бохан, заместитель директора по УВР МОБУ СОШ № 16,
О.В.Кудрина, заместитель директора по ВР МОБУ СОШ № 16
г.Таганрог Ростовской области
Школа № 16 г. Таганрога – уникальное общеобразовательное учреждении. В школе обучаются подростки 5-9-х классов специального (коррекционного) обучения, пришедшие по направлению городской ПМПК, и учащиеся 8-11 заочных классов.
Обучающиеся специальных (коррекционных) классов – это подростки с задержкой психического развития, физически и соматически ослабленные, с низкой работоспособностью и частичным отставанием в развитии высших психических функций, с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Большая часть обучающихся демонстрирует девиантное (отклоняющееся от нормативного) поведение. Они уже имеют негативный жизненный опыт, маргинальные установки, им свойственен правовой нигилизм. Зачастую это дети из неблагополучных семей, в которых они не находят поддержки, образца для подражания, духовно-нравственных установок. Подросткам свойственны отсутствие навыков труда или неприятие труда вообще, что порождает потребительскую позицию.
Учитывая специфику контингента обучающихся, возникает необходимость решения специфических задач: социализация подростков, изменение у них негативного отношения к труду, включение обучающихся в трудовой процесс, формирование духовно-нравственной личности.
Педагогический коллектив школы решает эти задачи в статусе областной инновационной площадки по теме: «Поисковая деятельность как средство развития духовно-нравственного потенциала учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального образовательного учреждения».
Отсутствие общепринятого и доступного для трансляции опыта развития духовно-нравственного потенциала детей с девиантным поведением делает необходимым разработку новых подходов, апробацию новых методов работы и научную интерпретацию полученных данных.
Школа в организации поисковой работы ставит перед собой цель: социализация подростков с помощью исторической поисковой деятельности. Под поисковой деятельностью понимается целенаправленная деятельность, имеющая относительно жесткие алгоритмы выполнения и широкую вариативность технологического решения. Объектами поисковой деятельности выступают события, явления, факты социальной действительности, несущие в себе возможности изменения духовной сферы подростков в связи с культурой и традициями нашей Родины.
Зона поиска: исследование исторических материалов, связанных с событиями времён Великой Отечественной войны на территории Ростовской области.
Составляющие этапы поисковой деятельности:
Школа не имеет Открытого листа и в соответствии с Российским законодательством раскопки, собирательство материалов производит в верхнем пахотном слое, зоне обвалов, обрывов.
В силу специфики контингента в начале поисковой деятельности преобладает археологический этап.
Задачи археологического этапа:
Задачи исследовательского этапа:
Способы организации поисковой деятельности
Поисковая деятельность началась в 2011-2012 учебном году на базе школьного военно-патриотического кружка «Память». В рамках кружка подростки стали изучать события Великой Отечественной войны в Таганроге. Этому способствовали поиск литературы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, знакомство с историей страны на примерах их судеб. Традиционные формы работы кружка недостаточно эффективно решали вопросы социализации подростков и активизации их познавательной деятельности.
Педагоги мотивировали учащихся заняться археологической поисковой деятельностью и включили их в познавательный процесс на родном материале. Подростки получили элементы специальных знаний. Перед началом поисковой работы в полевых условиях происходил выбор шанцевого инструмента и фиксирующей аппаратуры, с обучающимися обговаривались правила поведения, проводился инструктаж. Планирование деятельности на местности включало в себя изучение карты местности, разведку местности и разбивку её на квадраты. При сборе полевого материала происходило фиксирование места находки и определение его на карте.
Во время сбора материалов у обучающихся проявился интерес к работе, азарт, усталость. Строгая дисциплина и стремление к преодолению трудностей способствовали формированию волевых качеств личности. В период совместной работы появились элементы коллективизма.
Учитель и ученики находились в неформальной обстановке, подростки наблюдали искреннюю заинтересованность взрослого, проявление гражданской позиции учителя. Активное привлечение «трудных» подростков к участию в этой работе способствовало воспитанию патриотизма и гражданского долга у подрастающего поколения.
Весь собранный материал поступил в фонд школы. Оценка находки проводилась педагогом на месте с позиции исторической значимости, а не рыночной стоимости. Историческая ценность находки ученика определяла для него значимость события.
Началась плодотворная деятельность по созданию Музея боевой и трудовой славы, руководителем которого является заместитель директора по учебно-воспитательной работе Г.К.Гусаров, военный в отставке, участник боевых действий, имеющий педагогическое образование. Это побудило подростков заниматься серьезным, взрослым делом. Занимаясь в военно-патриотическом кружке «Память», подростки совместно с учителями истории, русского языка и литературы, заведующей школьной библиотекой активизировали сбор материалов: фотодокументов, биографических рассказов, личных вещей родственников, раритетов времён Великой Отечественной войны и советского периода истории Таганрога.
Зона развития: духовно-нравственное развитие подростков, их этнокультурное самоопределение.
В июне 2013 года участники школьного трудового отряда совместно с учителями технологии собрали в экспозиции музея макет блиндажа в натуральную величину, максимально приблизив внутреннюю обстановку к военному времени, создав атмосферу достоверности и погружения обучающихся в действительность определенного исторического периода.
При создании блиндажа обучающиеся были вовлечены в поисковую деятельность. Подростки узнавали: Что такое блиндаж? Как располагались предметы обихода и военная амуниция? Чем отличался советский блиндаж от немецкого? Часть материалов, собранных во время раскопок, была использована для создания экспозиции. Школьники воочию смогли увидеть элементы реконструкции атрибутов солдатской жизни: грубо сколоченные деревянный стол и лавку, алюминиевую кружку, котелок, немецкие трофейные часы, печку-буржуйку, артиллерийскую буссоль.
На этапе реконструкции сложилось ядро детского объединения, создалась среда для появления новых лидеров, отличающихся большей ответственностью и трудолюбием, лучше других ориентирующихся в музейном материале. Подростки работали в коллективе, провоцировали интерес у других учащихся, мотивировали окружающих детей.
На заключительном этапе у обучающихся появилась потребность в новых знаниях. Встал вопрос о сохранении найденных артефактов, о необходимости добывания специальных знаний о чистке, содержании экспонатов, классификации, описании и определении их места в музее. Происходило определение исторической значимости находок. При работе с историческими фактами материалы систематизировались и оформлялись как единицы хранения. Подростки стали задумываться о ценности и значимости этой работы. С направляющей помощью учителя у них развивается интерес к самостоятельному добыванию знаний.
Зона межпредметных связей: появилась необходимость в дополнительных знаниях по химии, истории, русскому языку и литературе, географии.
В этом учебном году продолжилась поисковая работа по сбору материалов для школьного Музея боевой и трудовой славы. Важным аспектом явилось привлечение подростков к трудовому процессу. Подключились семьи. Учащиеся воспринимали создание музея как значимое дело. Создалась личностная связь: Учитель – Ученик. У подростков появилась значимая связь: Я – Родина, ценностная связь: Я – семья – Родина.
Результаты поисковой деятельности:
Поисковая деятельность включает в себя эмоциональную и психологическую составляющие, является эффективным средством социализации и коррекции девиантного поведения, открывает новые перспективы для подростков. Опыт ведения раскопок показал, что в пахотном слое встречаются исторически-ценные относительно редкие находки.
Дальнейшие перспективы:
в связи с опасностью раскопок в районе Миус-фронта изменить объекты поиска:
Таким образом, в школе созданы условия для самовыражения обучающихся в поисковой, познавательной, коммуникативной, трудовой, творческой деятельности, дана возможность подросткам, имеющим проблемы в социализации и обучении, достигнуть значительных успехов.