E-mail: sch16@tagobr.ru
Областная инновационная площадка «Формирование целостной личности учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения»
В 2010 году на базе школы открыта и функционирует областная инновационная площадка «Формирование целостной личности учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения». (Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 845 «О присвоении статуса обласнных инновационных площадок» от 27.10.2010г.) Цель работы – создание саморазвивающейся модели воспитательной системы, эффективно решающей задачу формирования целостной личности учащихся с девиантным поведением.
Мы – молодёжь России!
Патриотическое воспитание школьников.
В сентябре 2011г. МОБУ СОШ №16 представляла Ростовскую область на Всероссийской выставке-форуме Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Вместе - ради детей» в г. Астрахани, где транслировала свой опыт по проблеме формирования целостной личности учащихся с девиантным поведением в условиях муниципального общеобразовательного учреждения и отмечена в каталоге Форума.
Делегация г.Таганрога на выставке-форуме в Астрахани.
Участвуем в работе форума.
Результаты работы в 2011-2012 гг.
- разработана модель целостной личности школьника;
- созданы организационные условия для включения учащихся в продуктивную и коммуникативную деятельность в рамках разновозрастных разноуровневых групп;
- расширена система дополнительного образования в школе, разработаны дополнительные образовательные программы декоративно-прикладной, художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленностей;
- создана культурологическая модель коррекционного класса;
- показатели изменений:
Формы трансляции опыта:
Результаты работы в 2012-2013 гг.
Итоги инновационного образовательного проекта «Формирование целостной личности учащегося с девиантным поведением».
В 2007-2010 гг. была разработана саморазвивающаяся модель воспитательной системы, эффективно решающая задачу личностного и профессионального самоопределения учащихся с девиантным поведением.
В 2010-2013 она дорабатывалась, вносились изменения в модель выпускника II ступени обучения, создана модель выпускника III ступени обучения, уточнялись параметры воспитательной системы. В результате работы была сконструирована и апробирована модель воспитательной системы, эффективно решающая задачу формирования целостной личности учащегося.
Характеристика системы: ведущими компонентами системы являются деятельностный, отношенческий и средовой компоненты.
Внедрены инновационные моменты:
I. Деятельностный компонент:
В систему общешкольных мероприятий добавлено: День Матери, Богатырские забавы, Масленица, смотр инсценированной песни ко Дню защитника Отечества.
Цель: 1. Занятие свободного времени подростков.
2. Внедрение новых культурных стандартов поведения.
3. Появление новых возможностей самореализации (на базе музея боевой и
трудовой славы).
4. Освоение новых моделей взаимодействия.
5. Развитие нравственно-волевых и духовных качеств обучающихся.
6. Формирование чувства сопричастности к делам общешкольного
коллектива, городского сообщества.
Внеурочная деятельность:
Появились новые возможности допрофессиональной подготовки и развития профессиональных компетенций. В систему воспитательных мероприятий добавлен блок мероприятий по подготовке обучающихся и команд к городским конкурсам и соревнованиям. (Черников Ю.В., Луночкина А.И., Фомченко Н.Н., Богомолова Т.В., Пронь Е.Н., Ушакова Н.А., Тарасова О.Г., Лаврентьева С.П., Харченко А.С.). Эти новые возможности способствовали появлению новых лидерских качеств, связанных с профессиональной и досуговой деятельностью. В течение трёх лет, учитывая интересы и запросы уч-ся, появились новые кружки: военно-патриотический «Память», «Юный дизайнер», 2 спортивных секции. (В кружках и секциях занято более 30 % подростков). Эти кружки открыли детям новые возможности: больше творческих заданий, возможность самопроявления и самовыражения подростков, отказ от репродуктивной деятельности. Появились новые технические средства, которые способствуют новым возможностям подростков. Отсюда новые формы: состязания, соревнования, презентации, проекты.
Образовательный процесс:
Расширилась зона совместной деятельности учитель-ученик, увеличилась зона самовыражения подростков. Появились новые статусные позиции учеников и возможность ситуации успеха, психологическая комфортность и уверенность обучающихся на уроках. В образовательный и воспитательный процессы внедряется метод проектов. Происходит интеграция уроков технологии с внеурочной деятельностью (кружковой работой). (На занятиях у Пронь Е.Н., Диколенко Л.Ф., Кириченко В.П., Левченко В.П., Грекова В.А.)
Классные мероприятия:
Больше стало мероприятий патриотического и гражданско-правового направлений. Увеличилось внеурочное время подготовки к мероприятиям (викторинам, тематическим классным часам). Теперь не только воспитатель готовит классный час и проводит его, но и привлекает своих учеников к проведению мероприятий. (Савочкина Л.А., Богомолова Т.В., Одинцова А.Н., Гусаров Г.Н.)
Организация событий в классе:
Ученику родители запретили держать дома декоративную крысу и он, спасая животное, без тени сомнения принёс её в школу, будучи уверенным, что его примут, доверяя классному воспитателю и директору школы. Ухаживая за животным, у подростков формируются такие качества, как доброта, отзывчивость, терпение, забота, трудолюбие, ответственность. (Это архиновые приёмы воспитания).
В некоторых классах отмечают Дни рождения. Для подростков создали праздник. В классе заложили стандарт усвоения гуманистических образцов поведения, который способствует формированию классного коллектива. Это целенаправленная деятельность классных воспитателей (Степанян А.Г., Сырчина Н.В., Богомолова Т.В. и др.).
I. Отношения:
За три года созданы условия для формирования новых связей между детьми, между детьми и педагогами. Созданы условия для взаимодействия обучающихся в разных ролях в рамках разновозрастных коллективов: младшие – старшие, ровесники, партнёры. Развивается ролевая функция: старшие помогают младшим (стенгазеты, подготовки к конкурсам, спортивным соревнованиям, общешкольным мероприятиям), младшие усваивают стандарт отношения к ещё младшим.
Система разрешения конфликтов:
Расширена тематика классных часов, связанная с межнациональными отношениями (толерантность).
В системе отношений сформированы разные модели взаимодействия:
Модель «конвейер». Формирует чувство равенства, команды.
Модель совместно-взаимодействующая. Формирует коллектив и структурирует группу. Подросток меняет ролевые функции, появляется адекватная самооценка, принятие другого человека, способность выполнять социальные функции в группе, взаимопомощь.
I. Средовой компонент:
Среда внутренняя. Повысилась инфориативность, тематические материалы (в рамках предметных недель, памятных дат) (охват обучающихся – 90 %). К праздникам и памятным датам производится оформление школьных помещений (Луночкина А.И.. Асадчий Л.П., Фомченко Н.Н и др.).
Среда внешняя. Модель взаимодействия устойчивая.
Результат:
Общий результат:
Показатели динамики развития воспитательной системы:
Сократилось количество обучающихся, пропускающих занятия в школе:
2010-2011 уч. г. |
2011 – 2012 уч. г |
2012 – 2013 уч. г. |
|
количество обучающихся, пропускающих занятия |
27 |
23 |
21 |
Сократилось количество обучающихся, совершающих самовольные уходы из дома:
2010-2011 уч.г. |
2011 – 2012 уч.г |
2012 – 2013 уч.г. |
|
количество обучающихся, совершающих уходы из дома |
15 обучающихся совершили 19 уходов |
14 обучающихся совершили 14 уходов |
9 обучающихся совершили 14 уходов |
Количество обучающихся, состоящих на профилактических учетах:
профучет |
2010-2011 уч.г. |
2011 – 2012 уч.г |
2012 – 2013 уч.г. |
Внутришкольный |
78 |
65 |
70 |
КДН и ЗП |
20 |
41 |
71 |
ПДН ОП |
43 |
47 |
42 |
Наркодиспансер |
20 |
14 |
15 |
ЦВСНП |
13 |
10 |
10 |
2010-2011 уч.г. |
2011 – 2012 уч.г |
2012 – 2013 уч.г. |
|
обучающиеся, употребляющие ПАВ |
30% |
40% |
30% |
Изменение интеллектуального и творческого потенциали педагогического коллектива школы:
пожарной безопасности в специальных (коррекционных) классах
в журнале «Основы безопасности жизнедеятельности» № , 2012г..
на сайте http://easyen.ru № 300005 от 06.06.2012;
В рамках инновационного проекта разработано:
Программа духовно-нравственного развития школьников.